Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Директор института непрерывного
педагогического образования
____________М.Х. Хайбулаев
«____»_____________2022г.
Рабочая программа
элективного курса «Педагогическая практика»
Срок реализации: 2 учебных года
Программа рассчитана на 68 часов
Махачкала 2022
Сагитова И.М., Сулейманова Р.В. Рабочая программа
элективного курса «Педагогическая практика». Махачкала: ДГПУ.2021 г.
Рецензенты:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа утверждена на заседаниях:
Совета межфакультетской кафедры «Педагогика» (протокол № ___от______________2022 г.)
Заведующая кафедрой __________________________________Сулейманова Р.В.;
Отдела по взаимодействию с образовательными организациями и органами управления образованием (протокол №____ от _________________2022 г.)
Начальник отдела _______________________________________Сагитова И.М.;
Учебно-методического совета ДГПУ (протокол № ___от_________________________2022 г.)
Председатель УМС _______________________________________Дибиров И.А..
©ДГПУ, 2022
©Сагитова И.М., Сулейманова Р.В.,2022
1. Пояснительная записка
Примерная рабочая программа элективного курса «Педагогика» разработана на основании п. 7 статьи 12 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, а также:
методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования»;
методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ о разработке учебного плана 10-11 классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования;
положением о сетевом профильном классе психолого-педагогической направленности при ФГБОУ ВО ДГПУ.
Рабочая программа по элективному курсу «Педагогическая практика»для10-11классов психолого-педагогической направленности составленавсоответствиистребованиямиФедеральногогосударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования. Программа рассчитана на 68 часов:
Класс |
Количество часов по учебному плану |
Количество часов в неделю |
10 класс |
34 |
1 |
11 класс |
34 |
1 |
Программа курса «Педагогическая практика» содержит следующие разделы:
- Планируемые результаты освоения курса;
- Содержание учебного курса, включающее перечень основного учебного материала, распределенного по содержательным разделам с определением основных видов учебной деятельности;
- Тематическое планирование с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.
2.Планируемыерезультаты освоения курса «Педагогическая практика»
Целью педагогической практики является профессионально-педагогическая ориентации старшеклассников, формирование у них устойчивого интереса к основам знаний, умений и навыков педагогической деятельности, довузовской профессиональной подготовки.
Задачи педагогической практики по получению объективного представлении о многогранности профессии учителя:
- Содействовать адаптации старшеклассников к педагогической деятельности воспитателя и учителя;
- помочь разобраться в себе, развивать коммуникативные способности, терпимость, самостоятельность суждений и действий, готовность к самообразованию;
- способствовать приобретению первоначального опыта работы с детьми и сохранению интереса к овладению профессиональными секретами;
- способствовать закреплению и углублению теоретических знаний педагогики и психологии, их творческому применению.
Дляпрохожденияпедагогическойпрактикиобучающиесяиспользуюткомпетенции,сформированныев процессе теоретического обучения курсов «Основы педагогики» и «Основы психологии».
Врезультатепрохожденияданнойпедагогическойпрактикиобучающийсядолженовладетьследующимиуниверсальнымиипрофессиональнымикомпетенциями:
- способностьюиспользоватьфилософские,социогуманитарные,естественнонаучныезнаниядляформированиянаучногомировоззренияиориентированиявсовременноминформационномпространстве;
- способность осуществлять образовательный процесс учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- готовностьюкосуществлениюпсихолого-педагогическогосопровожденияобразовательногопроцесса,социализацииипрофессиональногосамоопределенияобучающихся.
В результате прохождения педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности ученик научится:
анализировать психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся;
- чувствовать человека и влить на него:
- действовать в соответствии со складывающейся ситуацией, входить в неё;
- умение быть на «виду», работать в кругу, на сцене, перед группой, перед классом;
- умение выбрать игру, организовать ее и играть самому, составить сценарий вечера (праздника) и провести его;
- осуществлять подбор содержания, методов, приемов, средств и форм обучения с учетом возрастных особенностей детей;
- разрабатывать фрагменты уроков;
- проводить индивидуальные занятия с детьми;
- проводить внеклассные мероприятия по учебным предметам.
получит возможность научиться:
- владению активными методами и формами обучения на основе организации предметно-практической деятельности учащихся;
- знаниям в области современных тенденций в воспитании обучении;
- изготовлению и использованию наглядных пособий; использованию технических средств обучения;
- составлятьконспекты,чёткоформулироватьтему,цель,задачи(образовательные,коррекционно-развивающиеивоспитательные);соблюдатьлогическуюпоследовательностьструктурныхкомпонентов урока;
- подбирать соответствующий дидактический и наглядный материал.
- Содержание учебного предмета, включающее перечень основного учебного материала, распределенного по содержательным разделам
- Первый этап–установочная конференция. Обучающиеся знакомятся с задачами, организацией, содержанием занятий по педагогической практике. Знакомятся с перечнем нормативных документов, которые регламентируют деятельность учителя. Знакомство с перечнем должностных обязанностей учителя, классного руководителя, с документацией, которую ведёт учитель.
- Второй этап –основной:
ориентировочно-ознакомительный период (пассивная практика).
Просмотр видеозаписей и (или) посещение уроков и воспитательных мероприятий, проводимых учителями, с целью формирования умений анализировать и обобщать педагогический опытe учителя, изучения типологических индивидуальных особенностей детей в классе.
Знакомство с оформлением и оборудованием кабинетов.
Наблюдениезадетьмиипредварительноеоформлениеегорезультатов-заполнениепсихолого-педагогическойхарактеристикикласса.
Обсуждение графика пробных и зачётных уроков.
Активный период
На данном этапе обучающиеся выполняют профессиональные пробы (организация игр на переменах, проведение дел в классе, проведение общешкольных дел), выполнение функции деятельности учителя в конкретном классе под непосредственным контролем куратора (разработка и проведение фрагмента урока (10 класс), разработка конспекта урока и его проведение в начальной школе (11 класс)). Проводят, по мере возможности, индивидуальные занятия с детьми.
Учебная работа
Самостоятельныйсборматериалаипредварительноесоставлениеконспектовуроков.Обсуждениесучителемпланаурокаианализегопроведения(исполнения).Проверкатетрадей, дневников.
Подготовительная работа завершается проведением пробных(зачётных)уроков.
После проведения пробных уроков организуется их обсуждение. Все ученики, присутствующие на занятиях, куратор и учитель принимают участие в их анализе. Это способствует формированию умения критически оценивать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, находить наиболее оптимальные пути коррекционно-развивающего обучения.
Внеклассная работа по предмету
Самостоятельный сбор материала и предварительное составление планов внеклассных мероприятий по предметам (по выбору ученика).Обсуждение с учителем плана внеклассного мероприятия и анализ его проведения(исполнения).
Воспитательная работа
Самостоятельный сбор материала и предварительное составление планов внеклассных мероприятий (в том числе по выбору и предложению ученика)
Посещение классных часов, экскурсий и помощь учителю в их подготовке и проведении.
Обсуждение с учителем плана воспитательного дела и анализ его проведения (исполнения).
Все разделы данного этапа предполагают самостоятельную работу старшеклассников.
- Третий этап -заключительный.
Итоговое совещание в школе. Заключительная конференция по педагогической практике. Сбор и оформление отчётных материалов по практике.
Всюотчетнуюдокументациюученикипредоставляютдляпроверкииоценкируководителюпрактикинепозднее,чем за неделю до проведения итоговой конференции.
Назаключительнойконференцииучителямиируководителемпрактикидаетсяобщаяоценкадеятельностиучеников,ихотношениюкпедагогическойпрактике.
С учётомвсехуказанныхмоментовруководительпрактикивыставляетиобъявляетобщиеоценкизапрактику по системе «зачтено/ не зачтено».
Итоговая и промежуточная аттестация обучающихся педагогического класса может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний.
Возможны следующие виды аттестационных испытаний:
- экзамен по изученной дисциплине;
- междисциплинарный экзамен по программам обучения;
- реферат;
- подготовка и защита аттестационной работы или проекта.
Экзамен должен определять уровень усвоения учащимся учебного и практического материала, охватывать все содержание данной дисциплины, установленное соответствующей программой.
Междисциплинарный экзамен по программе нарду с требованиями к содержанию дисциплины должен устанавливать также соответствие уровня знаний учащихся к конкретным требованиям программы.
Работа над рефератом, проектом должна предусматривать углубленное изучение дисциплины, способствовать развитию навыка самостоятельной работы с литературой,
нормативными актами, положениями, методикой.
Тематика рефератов, проектов определяется образовательным учреждением. Учащимся предоставляется право выбора темы реферата, проекта. Подготовленный учащимися реферат, проект подлежит рецензированию.
Аттестационные работы и призваны способствовать систематизации и закреплению знаний учащихся, умению анализировать и находить решение конкретных задач, формированию у учащихся творческого подхода к рассмотрению педагогической проблемы.
Тематика аттестационных работ определяется образовательным учреждением. Учащимся предоставляется право выбора по темы аттестационной работы или он может предложить свою тему, с обоснованием целесообразности ее разработки.
При подготовке аттестационной работы рекомендуется каждому учащемуся назначить руководителя, консультанта. Аттестационные работы подлежат рецензированию и защищаются перед экзаменационной комиссией.
Качество выполнении аттестационной работы и результаты ее защиты являются одним из главных показателей эффективности обучении учащихся.
Аттестационные испытания, включенные в государственную итоговую аттестацию, не могут быть заменены оценкой уровня знаний на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
4.Тематическое планирование
с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала
№ |
Разделы(этапы)практики Виды педагогической деятельности практиканта |
Видыучебнойработы,включаясамостоятельнуюработустудентовитрудоемкость(вчасах) |
Формы текущего контроля |
|||||
Всего |
Лекции |
Практика |
Сам.работа |
|||||
1. |
Первый этап–установочная конференция. Организационно-методический семинар/лекция Рабочее совещание в школе.Ознакомительнаяэкскурсияпоучебномуучреждению.Знакомствосучителямииклассами. |
8 |
3 |
3 |
2 |
Беседа |
||
2. |
Второй этап –основной:
Учебная работа Внеклассная работа по предмету 1 Воспитательная работа |
20 26 |
4 4 |
14 16 |
2 6 |
Посещение внеклассных мероприятий, уроков, наблюдение. |
||
3. |
Третий этап -заключительный. Итоговое совещание в школе Заключительная конференция по практике Сбор и оформление отчётных |
14 |
2 |
6 |
6 |
Проверка отчетной документации Итоговая конференция |
||
Материалов по педагогической практике |
||||||||
ВСЕГОЧАСОВ |
68 |
13 |
39 |
16 |
||||
Промежуточная аттестация |
Зачет |
5. ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 128 с.
2. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 478 с.
3. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учеб-ник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 266 с.
4. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. - М.: Фолиант, 2018. - 256 с.
5. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 720 с.
6. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 472 с.
7. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 156 с.
8. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педаго-гика. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 128 с.
9. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бака-лавриата / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. - 364 с.
10. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2. Практическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. - -М.: Юрайт, 2019. - 492 с.
11. Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 288 с.
12. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. - М.: Фе-никс, 2018. - 384 с.
13. Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М. Педагогика. Учебник. - М.: Юрайт, 2017. 428 с.
14. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. - М.: Юрайт, 2019. - 232 с.
15. Суртаева Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
16. Тарасова С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 158 с.
17. Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство пси-холого-педагогической коррекции. - М.: Юрайт, 2019. - 162 с.
18. Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для ака-демического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 268 с.
19. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2019. - 320 с.
20. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руковод-стве. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 168 с.
Интернет-ресурсы
1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/l/3.
2. Сайт «Профессиональные стандарты». URL: http://profstandart-kadry. ги/.
3. https://sowy.ru/rekomendacii-dlja-shkol-po-otkrytiju-klassov-psihologo-pedagogicheskoj-napravlennosti/.