МКОУ "Унцукульская СОШ2"
с. Унцукуль, Унцукульский район, Республика Дагестан
  • Психолого-педагогические классы

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет»

     УТВЕРЖДАЮ

    Директор института непрерывного

    педагогического образования

    ____________М.Х. Хайбулаев

    «____»_____________2022г.

    Рабочая программа

    элективного курса «Педагогическая практика»

    Срок реализации: 2 учебных года

    Программа рассчитана на 68 часов

                                                              Махачкала 2022

    Сагитова И.М., Сулейманова Р.В. Рабочая программа

    элективного курса «Педагогическая практика». Махачкала: ДГПУ.2021 г.

    Рецензенты:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Программа утверждена на заседаниях:

    Совета межфакультетской кафедры «Педагогика» (протокол № ___от______________2022 г.)

    Заведующая кафедрой   __________________________________Сулейманова Р.В.;

    Отдела по взаимодействию с образовательными организациями и органами управления образованием (протокол №____ от _________________2022 г.)

    Начальник отдела _______________________________________Сагитова И.М.;

    Учебно-методического совета ДГПУ (протокол № ___от_________________________2022 г.)

    Председатель УМС _______________________________________Дибиров И.А..

                                                                                                                                   ©ДГПУ, 2022

                                                             ©Сагитова И.М., Сулейманова Р.В.,2022

    1.       Пояснительная записка

    Примерная рабочая программа элективного курса «Педагогика» разработана на основании п. 7 статьи 12 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, а также:

           методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования»;

           методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ о разработке учебного плана 10-11 классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования;

           положением о сетевом профильном классе психолого-педагогической направленности при ФГБОУ ВО ДГПУ.

    Рабочая программа по элективному курсу «Педагогическая практика»для10-11классов психолого-педагогической направленности составленавсоответствиистребованиямиФедеральногогосударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования. Программа рассчитана на 68 часов:

    Класс

    Количество часов по учебному плану

    Количество часов в неделю

    10 класс

    34

    1

    11 класс

    34

    1

    Программа курса «Педагогическая практика» содержит следующие разделы:

    1. Планируемые результаты освоения курса;
    2. Содержание учебного курса, включающее перечень основного учебного материала, распределенного по содержательным разделам с определением основных видов учебной деятельности;
    3. Тематическое планирование с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

    2.Планируемыерезультаты освоения курса «Педагогическая практика»

    Целью педагогической практики является профессионально-педагогическая ориентации старшеклассников, формирование у них устойчивого интереса к основам знаний, умений и навыков  педагогической деятельности, довузовской профессиональной подготовки.

    Задачи педагогической практики по получению объективного представлении о многогранности профессии учителя:

    • Содействовать адаптации старшеклассников к педагогической деятельности воспитателя и учителя;
    • помочь разобраться в себе, развивать коммуникативные способности, терпимость, самостоятельность суждений и действий, готовность к самообразованию;
    • способствовать приобретению первоначального опыта работы с детьми и сохранению интереса к овладению профессиональными секретами;
    • способствовать закреплению и углублению теоретических знаний педагогики и психологии, их творческому применению.

    Дляпрохожденияпедагогическойпрактикиобучающиесяиспользуюткомпетенции,сформированныев процессе теоретического обучения курсов «Основы педагогики» и «Основы психологии».

    Врезультатепрохожденияданнойпедагогическойпрактикиобучающийсядолженовладетьследующимиуниверсальнымиипрофессиональнымикомпетенциями:

    • способностьюиспользоватьфилософские,социогуманитарные,естественнонаучныезнаниядляформированиянаучногомировоззренияиориентированиявсовременноминформационномпространстве;
    • способность осуществлять образовательный процесс учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
    • готовностьюкосуществлениюпсихолого-педагогическогосопровожденияобразовательногопроцесса,социализацииипрофессиональногосамоопределенияобучающихся.

    В результате прохождения педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности ученик научится:

    анализировать психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся;

    • чувствовать человека и влить на него:
    • действовать в соответствии со складывающейся ситуацией, входить в неё;
    • умение быть на «виду», работать в кругу, на сцене, перед группой, перед классом;
    • умение выбрать игру, организовать ее и играть самому, составить сценарий вечера (праздника) и провести его;
    • осуществлять подбор содержания, методов, приемов, средств и форм обучения с учетом возрастных особенностей детей;
    • разрабатывать фрагменты уроков;
    • проводить индивидуальные занятия с детьми;
    • проводить внеклассные мероприятия по учебным предметам.

    получит возможность научиться:

    • владению активными методами и  формами обучения на основе организации предметно-практической деятельности учащихся;
    • знаниям в области современных тенденций в воспитании обучении;
    • изготовлению и использованию наглядных пособий; использованию технических средств обучения;
    • составлятьконспекты,чёткоформулироватьтему,цель,задачи(образовательные,коррекционно-развивающиеивоспитательные);соблюдатьлогическуюпоследовательностьструктурныхкомпонентов урока;
    • подбирать соответствующий дидактический и наглядный материал.

    1. Содержание учебного предмета, включающее перечень основного учебного материала, распределенного по содержательным разделам
    1. Первый этап–установочная конференция. Обучающиеся знакомятся с задачами, организацией, содержанием занятий по педагогической практике. Знакомятся с перечнем нормативных документов, которые регламентируют деятельность учителя. Знакомство с перечнем должностных обязанностей учителя, классного руководителя, с документацией, которую ведёт учитель.
    2. Второй этап –основной:

    ориентировочно-ознакомительный период (пассивная практика).

    Просмотр видеозаписей и (или) посещение уроков и воспитательных мероприятий, проводимых учителями, с целью формирования умений анализировать и обобщать педагогический опытe учителя, изучения типологических индивидуальных особенностей детей в классе.

         Знакомство с оформлением и оборудованием кабинетов.

            Наблюдениезадетьмиипредварительноеоформлениеегорезультатов-заполнениепсихолого-педагогическойхарактеристикикласса.

              Обсуждение графика пробных и зачётных уроков.

    Активный период

    На данном этапе обучающиеся выполняют профессиональные пробы (организация игр на переменах, проведение дел в классе, проведение общешкольных дел), выполнение функции деятельности учителя в конкретном классе под непосредственным контролем куратора (разработка и проведение фрагмента урока (10 класс), разработка конспекта урока и его проведение в начальной школе (11 класс)). Проводят, по мере возможности, индивидуальные занятия с детьми.

    Учебная работа

    Самостоятельныйсборматериалаипредварительноесоставлениеконспектовуроков.Обсуждениесучителемпланаурокаианализегопроведения(исполнения).Проверкатетрадей, дневников.

       Подготовительная работа завершается проведением пробных(зачётных)уроков.

    После проведения пробных уроков организуется их обсуждение. Все ученики, присутствующие на занятиях, куратор и учитель принимают участие в их анализе. Это способствует формированию умения критически оценивать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, находить наиболее оптимальные пути коррекционно-развивающего обучения.

    Внеклассная работа по предмету

    Самостоятельный     сбор      материала      и          предварительное      составление   планов внеклассных мероприятий по предметам (по выбору ученика).Обсуждение           с          учителем плана внеклассного            мероприятия и          анализ    его        проведения(исполнения).

    Воспитательная работа

    Самостоятельный     сбор      материала      и          предварительное      составление   планов внеклассных мероприятий (в том числе по выбору и предложению ученика)

    Посещение классных часов, экскурсий и помощь учителю в их подготовке и проведении.

    Обсуждение с учителем плана воспитательного дела и анализ его проведения (исполнения).

    Все разделы данного этапа предполагают самостоятельную работу старшеклассников.

    1. Третий этап -заключительный.

    Итоговое совещание в школе. Заключительная конференция по педагогической практике. Сбор и оформление отчётных материалов по практике.

    Всюотчетнуюдокументациюученикипредоставляютдляпроверкииоценкируководителюпрактикинепозднее,чем за неделю до проведения итоговой конференции.

    Назаключительнойконференцииучителямиируководителемпрактикидаетсяобщаяоценкадеятельностиучеников,ихотношениюкпедагогическойпрактике.

    С учётомвсехуказанныхмоментовруководительпрактикивыставляетиобъявляетобщиеоценкизапрактику по системе «зачтено/ не зачтено».

    Итоговая и промежуточная аттестация  обучающихся педагогического класса может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний.

    Возможны следующие виды аттестационных испытаний:

    • экзамен по изученной дисциплине;
    • междисциплинарный экзамен по программам обучения;
    • реферат;
    • подготовка и защита аттестационной работы или проекта.

    Экзамен  должен определять уровень усвоения учащимся учебного и практического материала, охватывать все содержание данной дисциплины, установленное соответствующей программой.

    Междисциплинарный экзамен по программе нарду с требованиями к содержанию  дисциплины должен устанавливать также соответствие уровня знаний учащихся к конкретным требованиям программы.

    Работа над рефератом, проектом  должна предусматривать углубленное изучение дисциплины, способствовать развитию навыка самостоятельной работы с литературой,
     нормативными актами, положениями, методикой.

    Тематика рефератов, проектов определяется образовательным учреждением. Учащимся предоставляется право выбора темы реферата, проекта. Подготовленный учащимися реферат, проект подлежит рецензированию.

    Аттестационные работы и призваны способствовать систематизации и закреплению знаний учащихся, умению анализировать и находить решение конкретных задач, формированию у учащихся творческого подхода к рассмотрению педагогической проблемы.

    Тематика аттестационных работ определяется образовательным учреждением.  Учащимся  предоставляется право выбора по темы аттестационной работы или он может предложить свою тему,  с обоснованием целесообразности ее разработки.

    При подготовке аттестационной работы рекомендуется каждому учащемуся назначить руководителя, консультанта.  Аттестационные работы подлежат рецензированию и защищаются перед экзаменационной комиссией.

    Качество выполнении аттестационной работы и результаты ее защиты являются одним из главных показателей эффективности обучении учащихся.

    Аттестационные испытания, включенные в государственную итоговую аттестацию, не могут быть заменены оценкой уровня знаний на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

    4.Тематическое планирование

    с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала

    Разделы(этапы)практики Виды педагогической деятельности

    практиканта

    Видыучебнойработы,включаясамостоятельнуюработустудентовитрудоемкость(вчасах)

    Формы текущего контроля

    Всего

    Лекции

    Практика

    Сам.работа

    1.

    Первый этап–установочная конференция.

    Организационно-методический семинар/лекция

    Рабочее совещание в школе.Ознакомительнаяэкскурсияпоучебномуучреждению.Знакомствосучителямииклассами.

    8

    3

      3

    2

    Беседа

    2.

    Второй этап –основной:

    • ориентировочно-ознакомительный период(пассивная практика.).
    • активный период:

    Учебная работа

    Внеклассная работа по предмету            1

    Воспитательная работа

     20

     26

      4

      4

     14

    16

      2

    6

     Посещение внеклассных мероприятий, уроков, наблюдение.

    3.

    Третий этап -заключительный. Итоговое совещание в школе Заключительная конференция по практике

    Сбор и оформление отчётных

    14

      2

     6

    6

    Проверка отчетной документации Итоговая конференция

    Материалов по педагогической практике

    ВСЕГОЧАСОВ

    68

    13

      39

     16

    Промежуточная аттестация

    Зачет

    5. ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

    1.          Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 128 с.

    2.          Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 478 с.

    3.          Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учеб-ник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 266 с.

    4.          Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. - М.: Фолиант, 2018. - 256 с.

    5.          Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. - М.: Юрайт, 2019.  - 720 с.

    6.          Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 472 с.

    7.          Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 156 с.

    8.          Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педаго-гика. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 128 с.

    9.          Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бака-лавриата / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. - 364 с.

    10.       Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2. Практическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. - -М.: Юрайт, 2019. - 492 с.

    11.       Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 288 с.

    12.       Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. - М.: Фе-никс, 2018. - 384 с.

    13.       Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М. Педагогика. Учебник. - М.: Юрайт, 2017. 428 с.

    14.       Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. - М.: Юрайт, 2019.  -  232 с.

    15.       Суртаева Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 250 с.

    16.       Тарасова С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 158 с.

    17.       Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство пси-холого-педагогической коррекции. - М.: Юрайт, 2019. - 162 с.

    18.       Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для ака-демического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019.  - 268 с.

    19.       Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2019. - 320 с.

    20.       Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руковод-стве. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 168 с.

    Интернет-ресурсы

    1.          Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/l/3.

    2.          Сайт «Профессиональные стандарты». URL: http://profstandart-kadry. ги/.

    3.            https://sowy.ru/rekomendacii-dlja-shkol-po-otkrytiju-klassov-psihologo-pedagogicheskoj-napravlennosti/.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie