Углубленный уровеньусвоения русского языка в средней школе предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, в то же время он должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования. Этим определяется специфическое содержание курса для профильного уровня: приоритетным является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим предусматривается углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; основных формах существования русского национального языка; функционально-стилистической системе русского языка. В профильных классах русский язык становится объектом научного изучения, потому особое внимание уделяется русистике, рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о видных лингвистах и их научной деятельности. Заложен и исторический аспект в изучении родного языка, предполагается осознание старшеклассниками роли старославянского языка в развитии русского языка; рассмотрение современных тенденций в развитии норм русского литературного языка. Кроме того, усиливается направленность обучения на установление связей с курсами русской литературы и иностранного языка, и на этой основе предусматривается формирование способности проводить филологический анализ текста.
Изучение русского языка на углубленном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. И наконец, углубленный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.